Скелет в шкафу: как искать работу после конфликтного увольнения

Допустим, с прошлой работы пришлось уйти со скандалом. Такое иногда случается даже у неконфликтных людей. Что теперь говорить на собеседованиях про причины увольнения? Нафантазировать? Но как быть с тем, что к бывшему начальнику могут обратиться за рекомендациями? Попросили совет у эксперта.

Про причины увольнения с прошлого места спрашивают практически на всех собеседованиях. Отвечать на этот вопрос и так всегда непросто, а если причина в несложившихся отношениях, то задача еще сложнее.

Пример из жизни

Петр работал менеджером по продажам. Директор по продажам с самых первых дней показался ему человеком жестким, не терпящим возражений. В офисе говорили, что он часто придирался к мелочам и не прислушивался к мнению сотрудников. Сначала Петр смотрел на ситуацию с оптимизмом, считал, что главное — проявить себя. Но показать результат оказалось не так просто — продукт имел недочеты, конкуренты запускали дорогие рекламные кампании, а KPI были завышены.

Петру, как и многим другим, доставалось от начальника, ему сокращали бонусы, руководитель обвинял его в неумении продавать. По итогам очередного жесткого совещания Петр написал заявление и начал поиск другой работы, пока текущая окончательно не убила его самооценку. Подписывая обходной лист, он услышал в спину слова о том, что никто не возьмет его больше в продажи, на хорошие рекомендации он может не рассчитывать.

Петр действительно долго искал работу. Он боялся рассказать на собеседовании о негативном опыте, мялся, отвечая на вопрос о причинах увольнения, и был уверен, что экс-руководитель действительно ставит ему палки в колеса.

На собеседовании всем хочется выглядеть в максимально выигрышном свете. Тем не менее эксперты не рекомендуют скрывать конфликтные ситуации.

Во-первых, рекрутер как специалист, постоянно работающий с людьми, скорее всего, заметит, что вы не до конца открыты. Вполне возможно, что в приведенном выше примере Петру тяжело было найти работу вовсе не из-за козней бывшего начальника, а потому, что он своим видом транслировал на интервью неуверенность и тревожность.

Во-вторых, работодатель все равно, скорее всего, будет собирать информацию о вас. Чтобы снизить репутационные риски, важно сыграть на опережение и правильно преподнести информацию.

Необходимо правильно оценить ситуацию: а был ли конфликт? Угроза предыдущего начальника могла быть просто способом манипуляции. Возможно, рекрутер уже знает что-то о предыдущей компании из своих источников, откликов прочих кандидатов и сообщества коллег. Поэтому начинать с него рассказ на собеседовании точно не стоит.
Анастасия Киян, начальник отдела по подбору и развитию персонала СЕТИ ДИСКАУНТЕРОВ "Остров чистоты и вкуса"

Идея просто убрать из резюме упоминание о той работе, где случился конфликт, чтобы вас не спросили о ней на собеседовании, а вашего бывшего работодателя — о вас, не такая удачная, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в таком случае придется как-то объяснять пробел в опыте. Проще сказать правду, чем путаться в фантазиях. Во-вторых, мир тесен, особенно в рамках одного профессионального круга — не исключено, что про ту историю узнают через общих знакомых.

Как искать работу, если вы уволились из-за конфликта?

1. Сделайте акцент на выводах

Когда готовитесь к собеседованию, важнее логически рассказывать о себе и своем опыте, не перескакивая и не отвлекаясь. Поэтому необходимо продумать, как вы опишите свой опыт на последнем месте работы. А также, как ответите на вопрос: «Почему проработали такое непродолжительное время». Вот здесь и необходимо пояснить рекрутеру, например: «У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял(а), что в данный момент компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил(а) искать другую работу». - рекомендует Анастасия Киян, начальник отдела по подбору и развитию персонала СЕТИ ДИСКАУНТЕРОВ «Остров чистоты и вкуса».

2. Избегайте эмоций

Не критикуйте предыдущего руководителя (а в его лице и всю компанию), будьте готовы найти что-то хорошее в полученном с его помощью опыте: «Я благодарен руководителю и команде за то, что она научила меня работать в рамках часто (быстро) меняющихся условий, но все же моей целью является иная работа». - советует Анастасия Киян.

3. Подготовьте список рекомендателей

Внесите в резюме список контактов, которые могут охарактеризовать вас как специалиста, работающего в команде, а не в непосредственном подчинении, или как специалиста, ведущего проект, или как хорошего помощника в решении поставленных задач. Это может быть и руководитель другого структурного подразделения, начальник отдела кадров или директор компании. - предлагает Анастасия.

4. Поговорите с прошлым работодателем

Конфликт – это не ссора. Смысл его только в том, что два (или больше) человека обнаруживают, что их интересы радикально расходятся. Согласуйте с начальником время, когда ему будет удобно поговорить с вами. Обязательно продумайте доводы, которые вы можете привести в пользу вашего решения об увольнении из компании. Нередко бывает, что человека повторно нанимает бывший работодатель. В ваших интересах сохранять деловые отношения на прежнем месте работы: мы не знаем, откуда придет новое выгодное предложение и каким образом судьба однажды снова сведет нас с бывшими коллегами. - подсказывает Анастасия Киян, начальник отдела по подбору и развитию персонала СЕТИ ДИСКАУНТЕРОВ «Остров чистоты и вкуса».

5. Смените сферу

Мы очень боимся потерять стабильность. Здесь и сейчас у нас есть работа, зарплата, привычные обязанности. Но знакомое, привычное и понятное — это далеко не всегда самое лучшее. Можно использовать данную ситуацию для того, на чтобы вы не решились в обычной ежедневной рутине – смену сферы деятельности. Представьте, будто вы только сейчас пришли в свою профессию. Что бы вас заинтересовало? Какие темы показались бы привлекательными? Кто бы мог стать примером для подражания? Почитайте о новых трендах, лучших компаниях и ярких именах. Посмотрите на все свежим взглядом. Подумайте, как еще вы можете применить свои знания и навыки: уйти в смежную сферу, стать лектором или консультантом. Большинство людей могут найти свое призвание гораздо ближе, чем им кажется. - советует Анастасия Киян.

Желаем вам успехов!